Может ли современный, образованный, мыслящий человек верить в Божество Иисуса Христа?
Вряд ли найдётся среди нас мыслящий человек, который не остановился хотя бы раз на некоторое время перед светлою личностью Иисуса Христа. Уж очень она замечательна по своей высоте и чистоте и по тому неизмеримому влиянию (прямому и ещё более косвенному), которое эта личность имела на культурное развитие народов в течении последних 18 столетий [прим. редактора — лекция была прочитана в 19-ом веке].
Но, вместе с тем, каждый, читавший евангельские повествования сознательно (а не под колпаком навязанных или унаследованных взглядов), становился, должно быть, в тупик, натыкаясь на некоторые совершенно невероятные события в жизни Иисуса Христа. Как, например, отнестись к описанию Его сверхъестественного рождения, к факту творимых Им чудес, к Его смерти и Его воскресению из мёртвых. Словом как относиться к сверхъестественной стороне Его жизни, к вопросу о Его божественности (в смысле воплощения Божества в Его личности)? Для очень многих все эти сомнения принимают острую, мучительную форму.
Невольно рождается вопрос: как это могло быть? Все люди рождаются естественным образом, чудес не делают, умирают и не воскресают. Неужели из общего правила в истории человечества могло быть одно исключение? Как это невероятно! В природе всё происходит по установленным незыблемым законам. Никаких чудес и сверхъестественных явлений нет и быть не может. Наука чудес не признает… Не гораздо ли вероятнее допустить, что Иисус Христос был такой же человек как и мы, только наилучший, идеальнейшей из всех людей, и что все повествования о будто бы творимых Им чудесах и о Его воскресении из мёртвых (словом о Его божественности) просто легенды, изобретения позднейшего времени. И стоит ли вообще тратить время над этим вопросом? Раз мы имеем учение Христа, не всё ли равно, признать ли Его Богом или только человеком?
Обыкновенно люди, даже образованные и умные, настолько поверхностны, что удовлетворяются подобными суждениями и, прочитав всего несколько фельетонных статей по этому вопросу или легковесного автора (в роде Ренана), считают вопрос о божественности Христа совершенно исчерпанным или «поконченным», решив его в отрицательном смысле.
Может быть, реферат этот убедит хотя бы некоторых, что вопрос за кого мы почитаем «Сына Человеческого», имеет большее значение, нежели они вначале предполагали, и что вопрос этот («по нынешним данным науки») для образованного мыслящего человека едва ли может считаться закрытым.
Возможны ли чудеса ?
Скептическое отношение образованного мира к так называемым чудесам вполне естественно. Уж слишком много люди нагрешили в смысле слепого легковерия ко всякого рода небылицам. читать далее…