Теодор Попеску: рабство греху и истинная свобода
Из истории мы знаем, что за свободу велось множество войн. Сейчас я не буду говорить ни о какой другой свободе, кроме той, о которой говорит Библия, той самой, о которой мы только что прочитали в нашем отрывке: «Всякий, делающий грех, есть раб греха»1 (Ин. 8:34). Единственный, кто может освободить нас из этого рабства — Единородный Сын Божий, Господь Иисус Христос, Спаситель; Он может по-настоящему освобождать людей.
Кто стал таким, каким быть предназначил ему Бог, тот — по-настоящему свободный человек. Поезд предназначен двигаться по рельсам, и по ним он может мчаться сколько угодно. Но в момент, когда поезд сходит с рельсов, случается несчастье. Согласно Писанию, человек был предназначен к послушанию Богу и жизни в постоянном общении с Ним. Жизнь с Богом — это подлинный смысл или предназначение человеческой жизни. Тот, кто живёт такой жизнью,— свободен служить Богу и не быть более рабом греха.
Однако человек не устоял изначальном состоянии, в котором Бог создал его, но уклонился от воли Бога и глубоко погряз в страданье и тьме… Вот, что приносит грех в любом своём обличье. А посредством череды повторений человек становится рабом греха: состояние, при котором он вынужден совершать грех, потому что грех поработил его, и ему приходится повиноваться.
«Не знаете ли вы, что кому вы предаёте себя как рабы в послушание, того вы и рабы, кого слушаетесь, будь то греха к смерти, или послушания к праведности?»
— Рим 6 :16
«Что такое вы говорите? — спросит кто-то. — Как может человек не контролировать себя и не совершать греха?» Если вам кажется, что сказанное мной слишком трудно для понимания, тогда попробуйте жить не греша. Пословица гласит: «Можешь, если захочешь». Но может быть вы скажете: «У меня своя собственная воля, ничто не может поработить меня». Скажите об этом заядлому курильщику и увидите, что даже если он выбросит свою сигарету, то недолго продержится и вновь будет курить больше прежнего. Грех превратился в зависимость и поработил его навсегда. И вот человек становится всё менее чувствительным к святости Божьей и по отношению к ужасающей природе греха; такое состояние Писание называет: мёртвостью по преступлениям и грехам (см. Еф 2:1).
Писание говорит не только о грехах, но и о том, что грех обитает в человеке. Каждый из нас обладает греховным естеством. Человек грешен не потому только, что он совершает грехи, но и потому что имеет в себе греховную природу, естество, склонное к совершению грехов.
Тем, кто не приучен к слову Божьему, может показаться, что я сильно преувеличиваю. Понимаю их. Прежде и я думал также. Теперь я так не думаю. Мой опыт не противоречил слову Божьему. Так что Библия по-прежнему полностью права. Вы можете всё проверить. Но я уверяю вас, что вы будете способны проверить это только тогда, когда будете освобождены от рабства греха и узнаете вкус свободы поступать по воле Бога. После серьёзного размышления обо всём этом, несложно прийти к убеждению, что согрешающий человек есть раб греха.
Пьянство
Итак, давайте рассмотрим несколько хорошо известных примеров, с которыми мы сталкиваемся в обыденной жизни, и тогда станет ясно, что дело обстоит именно так. Посмотрите, например, на пьянство — цепь, которая опутывает многих мужчин. Даже если человек видит пагубные последствия, он всё равно продолжает пить, так как порабощён этим пристрастием. Оно разрушает его здоровье, благосостояние, супружеские отношения и порочит его имя. Порой пьяница может осознавать катастрофические последствия пьянства, даже плакать о своей судьбе и говорить: «Во что я превратился, как я до этого дошёл?!» Однако после обещаний: «Я больше не буду пить! Я не пойду больше с мужиками пить»,— он возвращается домой пьяным пуще прежнего и даже побитый своими дружками. Вот цепь, которая всё больше и больше сковывает человека, порабощая его, пока полностью не уничтожит его. Таким образом, человек опускается ниже животных. Животные не пьют ничего, что не соответствует их естеству, а если и бывают вынуждены пить, то теряют остроту реакций. Некоторое время назад один брат рассказал мне, что однажды, ещё до своего обращения, отправляясь на свадьбу он начал заливать бренди в глотку лошадям. В итоге лошади опьянели и чуть не погубили его. Мы довольно часто можем наблюдать, как человек шатается по улицам из-за пьянства. Быть может его дети плачут дома нагие и голодные, а его жена горько стенает, не имея необходимого в доме, но он продолжает пить. Его жена может также плакать от одной мысли о том, что муж снова напьётся и опять будет агрессивным, будет проклинать и бить её. Грех поработил этого человека, и он утратил рассудок, здравый смысл и здоровье.
Однажды человек посетил доктора и пожаловался, что слабеет его зрение. Увидев у него в кармане бутылку, доктор прямо спросил:
— Вы пьёте?
— Иногда, — ответил тот, не открыв всей правды.
— Послушайте, если вы продолжите пить, то потеряете зрение и ослепнете.
Тогда мужчина вытащил свою бутылку и приготовившись отхлебнуть сказал:
— Прощай, свет!
Что для глаз может быть дороже света? Тем не менее, зависимый человек решил отказаться от света из-за греха, который поработил его. Не зря написано: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34). В письме Титу 3:3, апостол Павел напоминает ему:
«Ибо были некогда и мы несмысленными, непокорными, заблуждающимися, рабами разных похотей и наслаждений; жили в злобе и зависти, гнусные, ненавидящие друг друга».
Если мы возьмём в пример любой другой грех, то увидим, что он так же порабощает человека. Например, блуд. К какому ужасному рабству он приводит! Обращённые в рабство этим грехом день и ночь думают только об этом! Как много женщин пренебрегают честью замужества и вступают в беззаконные связи с чужими мужчинами! Они более не заботятся о своём доме, хозяйстве, забывают своих детей, они разрушают своё здоровье и растрачивают своё время на разврат. Как много девушек поскользнулись и сорвались на этом проклятом склоне! Как много женщин потеряли свои тела и честь, и стыд ради денег! И как много других женщин живут вне брака в этой ужасной грязи! Сколько мужчин, у которых есть жена, дети, дом, — живут с чужими женщинами и не стыдятся того! Иногда они видят несчастье, в которое попали, но грех тащит их, и они идут, «как вол идёт на убой» (Прит 7:22), не имея возможности сопротивляться. Многих таких зависимых выдают их взгляды, слова и жесты: их грех кипит в их сердцах. Они часто используют слова с подтекстом и грязные шутки; даже при детях.
Вы видите множество молодых людей с потерянным взглядом и ослабленным вниманием. Они больше не могут сосредоточиться на своей работе или учёбе; и они бродят с помутнённым сознанием. Если вы тщательно исследуете дело, то обнаружите, что это ужасная вещь, отвратительный грех, чума, ходящая во тьме и высасывающая все силы из человека, порабощённого этой зависимостью.
Быть может он видит эту пропасть проклятия, в которую скатывается, но не может ничего сделать и всё идёт по-прежнему, пока он не утратит рассудка или не закончится его жизнь.
Сребролюбие
Если мы возьмём другой грех: жадность до денег, богатства,— увидим ли мы разницу? Сколько людей порабощены этим! Человек постоянно стремится приобретать и никогда не успокоится, сколько бы он уже не получил. Человек, жаждущий богатства, подобен Чёрному морю, которое никогда не переполняется от впадающих в него рек, также и он — никогда не насыщается. Имея многое, он всегда жалуется, что у него ничего нет. Ради денег или в погоне за ещё большим доходом он продаёт и свою честь, и своё здоровье. Он тяжело работает только бы получить деньги. Как ужасен этот идол: маммона!
Курение
Давайте подумаем о таком распространённом даже среди женщин грехе, как курение. Сперва человек не слишком-то серьёзно относится к табаку, но в конце он уже не может от него избавиться. Юноша берёт в рот сигарету, чтобы показать, что да, теперь он тоже взрослый, что он — мужчина; но позже он обнаруживает, что стал страстным курильщиком. Девушка тоже курит «иногда», потому что «это модно». Ради того, чтобы не выбиваться из своего окружения, она курит одну сигарету, но некоторое время спустя и она не может без табака.
Тоже самое можно сказать и об игре в карты, как и о многом другом. Попробуйте объяснить любому из тех, кто опутан этими пороками (этим пороком), что они — рабы, и вы тут же услышите: «Это я раб?! Я свободен и делаю, что хочу!» Однако их рабское состояние заметно издалека на их губах, на усах (если они у них есть), в зловонности их дыхания. Они отравляют самих себя и жить не могут без этого проклятого наркотика, который попросту делает их больными. А как на счёт огромных сумм денег, потраченных на эту зависимость?! Но люди не хотят принять обращённый к ним призыв.
Один курильщик посетил доктора и пожаловался ему, что у него нет больше желания работать, нет аппетита и что он не может больше спать. Доктор осмотрел его, а потом подошёл к шкафу, достал оттуда пиявку и положил ему на грудь. Пиявка сосала, пока в один момент не упала мёртвой на пол. Кровь того человека была отравлена никотином. Тогда доктор сказал: «Если вы продолжите курить, вы умрёте!» И тот человек действительно вскоре умер, потому что не мог освободиться из этих цепей до самой смерти.
Ложь
А что, если мы поговорим о лжи? Мы встречаем её везде! Человек так глубоко пал, что скорее солжёт, чем скажет правду. Родители лгут своим детям, запугивая их ради того, чтобы те замолчали и не только. Поэтому не секрет, что в свою очередь и дети лгут своим родителям. Вы можете сказать: «Это всего лишь ребячество». А я отвечу: может быть и ребячество, но вот так начинается грех; далее грех продолжает опутывать человека и полностью порабощает его. Давайте вспомним другие грехи: сквернословие, проклятия, угрозы, злоба, скверный характер, сплетни, клевета… Всё это растлевает душу и разрушает жизнь человека.
* * *
Каждый грех, как бы его не называли, овладевает человеком посредством повторения. Вот так исполняются слова Господа Иисуса Христа: «Всякий, делающий грех, есть раб греха». Каждый одержимый грехом человек, с которым мы встречаемся на улицах, должен быть предостережением для всех нас: «Видишь? Таким будет и твой конец, если ты не поймёшь это с самого начала!» Латинское изречение гласит: «Сопротивляйся злым начинаниям!» Но у греха привлекательный голос. Он обещает человеку счастье, однако грех лжив и обманывает его, потому что не может дать настоящего счастья. Если бы грех мог принести счастье, то люди бы уже очень давно жили счастливо, потому что с давних пор живут во грехе. Но реальность совершенно иная: они всё больше и глубже несчастливы, будучи всё больше и больше грешны. Грех несёт с собой мучение, и оно подобно ожогу раскалённым железом:
«А Дух явственно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, в лицемерии лжецов с прожжённой2 совестью»
— 1 Тим. 4:1–2
Что несёт с собой грех
Грех приносит с собой печаль, стыд и беспорядок. «Не всем»,— возразит кто-то. Уверяю вас, всем. Кому-то больше, кому-то меньше, но грех разрушает всех нас, потому что у каждого из нас есть совесть, и она не молчит. Когда человек вспоминает свершённое зло: кровь бросается ему в лицо. Совесть начинает действовать, указывая ему на его поступки. Однако человек всегда пытается избежать такого «разговора», хотя всегда безуспешно. И он продолжает жить с муками совести и болью в большей или меньшей степени.3
Грех обременяет нас чувством вины: вины перед Богом, вины перед самим собой, вины перед ближними. Начиная чувствовать вину, человек старается переложить её на других, на обстоятельства и даже на Бога, хотя, честно говоря, он должен принимать всё именно на свой счёт. Когда Адам и Ева впали в грех, то пытались переложить свою вину на другого; Адам винил свою жену, а Ева винила змея. Кто же в конце концов виноват? Может Бог, сотворивший Еву и змея? Но как бы ни старался человек выйти чистым в этой ситуации,— он не может, потому что часть вины всё равно остаётся на нём, и очень часто бóльшая часть.
Грех приносит с собой осуждение. У каждого внутри есть чувство справедливости, и оно говорит ему о том, что справедливо. «Голос крови брата твоего вопиёт ко Мне от земли» (Быт. 4:10),— говорит Бог Каину.
Граждане государства живут в соответствии с законами. Если бы не было законов и справедливости, то как смогли бы люди жить в такой стране? Бог дал Свой закон и Он возвестил Свой закон. Думаете Он позволит бесконечно пренебрегать Собой, не заботясь о том? Нет! Он — праведный Бог, который наказывает и вознаграждает. Он совершает суд над грешником: «Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду людей» (Рим. 1:18). Праведность Божья требует, чтобы каждый грех был наказан; и воздаянием является ад. Ад подразумевает полное и вечное отлучение от Бога. На некоторых могилах вы можете прочесть: «Скорби нет конца!» Вот именно это и написано на вратах ада: «Скорби нет конца!» Это вечные упрёки совести, потому что человек, отделённый от Бога оказывается во тьме внешней, где плач и скрежет зубов, где червь их не умирает и огонь не угасает.
Когда мы размышляем обо этом, то осознаём, насколько всё это горько. Какой, на самом деле, печальный и мучительный финал мы вынуждены наблюдать! И если бы это был конец, если не было бы никакой надежды, то зачем тогда нам продолжать исследование?! Но это не конец. Цель благовестия не в том, чтобы копаться во всех этих злых и ужасных вещах и делать людей ещё более несчастными. Евангелие дано роду людскому, чтобы принести счастье верующим в него. Евангелие — это благая весть от Бога через Господа Иисуса Христа, Спасителя. Единственного спасителя. Он — Искупитель за грехи всех людей.
Свобода от рабства греху
Свобода от рабства греху возможна, возможна даже полная свобода. Господь Иисус Христос говорит: «Если Сын вас освободит, вы действительно свободны будете» (Ин. 8:36). Кто-то спросит: «Но как?»
Я сказал, что грех требует осуждения и наказания. Но вместо того, чтобы обрушить осуждение и наказание на каждого из нас, Бог возложил наши грехи на Господа Иисуса и сделал Его Искупителем грехов, как ясно сказано в Библии: «Он грехи наши Сам вознёс телом Своим на древо» (1 Пет. 2:24). В книге пророка Исаии, которая была написана за 700 лет до первого пришествия Господа Иисуса Христа, сказано: «Наказание мира4 нашего [было] на Нём» (53:5). Нечто похожее мы читаем в Евангелии от Иоанна: «Ибо так возлюбил Бог мир, что дал Сына Единородного, чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (3:16). Да, суд за наши грехи пал на Господа Иисуса Христа. Как бы я хотел, чтобы вы остановились перед Жертвой Голгофы и позволили голгофской вести войти в ваши души! Остановитесь же перед этой Жертвой и попытайтесь в этом предстоянии осознать, чтó дал нам Бог в Слове Своём!
Знаете, что говорит распятый Господь Иисус Христос? «Вот, что Я сделал ради тебя! Вот чего Мне это стоило и как Я пострадал за тебя! Вот что я заплатил за тебя!» Для некоторых из вас это может прозвучать как новость.
Однажды человек встретил своего друга, который спросил его по обыкновению:
— Что нового?
— Нечто потрясающее! — ответил тот.
— Но что случилось? — настаивал друг.
— Что-то такое, что тебе даже в голову не приходит! — последовал ответ.
— Пожалуйста, скажи мне, не томи!
Тогда тот человек,— а он недавно обратился к Богу — сказал:
— Я прожил целую жизнь и не знал, что Господь Иисус Христос умер на кресте даже и за мои грехи. Я недавно услышал эту замечательную новость и получил прощение грехов как дар, получил мир и счастье своей душе! То, что я говорю, я пережил лично.
Вопрос веры
Некоторые из вас слышат об этом впервые; другие, возможно, слышали уже много раз. Верите ли вы этому? Это весть от Бога. Если вы верите, то принимаете предложенное как дар; если не верите, то своим отказом объявляете Бога лжецом, будто Он провозглашает ложь в Своём слове. Но может быть кто-то скажет: «Я не могу понять разумом, как Господь Иисус Христос умер на кресте за мои грехи». Понимаю, потому что и мой разум тоже не может это осознать. Но моё сердце верует тому, что говорит Бог. Разум не в силах осознать, как такое может быть: как может кто-то другой умереть за тебя, за всех? Но моё сердце с радостью принимает это. Я чувствовал бы себя виноватым, если бы ещё хоть раз усомнился в том или ином слове из Его книги. Она предназначена не для ума, чтобы постигать, но для сердца, чтобы веровать. Но когда ты уверовал,— ты обретаешь новый ум, ум способный с лёгкостью постигать такие материи. Таков опыт каждого верующего. Поэтому если я принимаю сердцем слова Божьи, слова, которые Он говорит мне в Писании бессчётное число раз, а именно, что Господь Иисус Христос был распят за меня, тогда,— я повторяю ещё раз,— мои грехи прощены и Бог больше не винит меня за них. Теперь вместе со всеми искупленными Господом Иисусом я могу петь: «Я свободен во Христе Иисусе! Его жертва освободила меня!»
Вот единственный выход, единственная свобода, альтернативы которой не существует:
«Всякий верующий в Него получит отпущение грехов именем Его»
— Деян. 10:43.
С другой стороны, Господь Иисус Христос не только умер в страшных страданиях на кресте Голгофы, но и воскрес из мёртвых и теперь в прославленном теле, пребывая одесную Отца, Он ходатайствует за нас и посредством Своего Святого Духа пребывает с нами. Верой мы приходим в общение с Ним, Живущим. И Он спасает нас не только от нашего греховного прошлого, которое Он уничтожает Своей кровью, но и освобождает нас от всякого рабства, разбивая все цепи греха силой Своей. Вот что говорит Священное Писание, и опыт всех верующих подтверждает это. Да, все верующие в один голос признают, что Господь разбивает каждую цепь греха. При этом наше освобождение от рабства греху находится в зависимости от характера наших с Ним отношений: у кого-то они крепче, у кого-то слабее; для одних работа совершается быстрее, для других — медленнее, но она совершается во всех тех, кто рождён свыше, и все они должны достичь совершенства, как говорит слово Божье.
Следовательно, это вопрос веры или неверия во Христа и Его дело. Вера избирает Христа и отвергает грех; неверие избирает грех и отвергает Господа Иисуса. Это абсолютно надёжно и просто. Вы веруете? Избираете ли вы Его, чтобы подчиниться Ему? — Вы не верите? Значит вы отвергаете Его, чтобы остаться в своих грехах. Человек свободен верить или не верить. Ему остаётся только выбрать кому служить: Господу Иисусу Христу или греху и дьяволу. Хочешь ли ты, о душа, слушающая меня, остаться во грехе? Если да, тогда ты отвергла Господа Христа. Или ты хочешь довериться Ему и последовать за Ним? Результатом такого решения будет отречение от греха, всё более и более решительное.
От чего ещё спасает Христос?
Следующее среди зол, от которых Господь Иисус избавил нас,— это страх перед людьми. Многие боятся, представляя, что скажут о них люди, если они обратятся к Богу, но при этом они не задаются куда более серьёзным вопросом: «Что скажет Бог?» Только это по-настоящему важно. Однако, когда человек возвращается к Богу, принимая Господа Иисуса как Спасителя, его больше не беспокоит, что скажут люди о сделанном им шаге. Он говорит со всей убеждённостью: «Я избрал тот путь, который следует избрать каждому человеку, если он хочет быть спасён, если хочет быть по-настоящему счастлив. Я не стыжусь Господа Иисуса, который изгладил мои грехи Своей кровью, и вывел меня из рабства греха. Я не стыжусь Его, чтобы и Он не постыдился меня» (Мк 8:38).5
Вот так Господь освобождает нас от страха перед людьми и от стыда, который сдерживает многих, не позволяя им встать на сторону Господа Иисуса.
Он также освобождает нас от духовной тьмы, которую порождает грех. Приходя к Господу Иисусу, человек фактически выходит на свет и просвещается всё больше и больше. И просвещает его Тот, кто сказал: «Я — свет миру. Тот, кто следует за Мною, не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин8:12). Теперь человек живёт во свете, потому что живёт в свете очей Божьих, как дитя света.
Христос спасает нас также от ещё одного проявления греха, а именно от мучений, вызванных разного рода cомнениями. Сколько же сомнений терзают бедного человека! «Есть ли что-то там за гробом или не будет ничего?» — задаётся вопросом человек. Если оставить его заложником его собственного ума, то он не сможет разобраться; но если он встанет на сторону Господа Иисуса и примет Священное Писание как слово Божье, каково оно и есть на самом деле, тогда будет избавлен от мучений разного рода сомнениями. «Знаю, в Кого я уверовал»,— говорит апостол Павел (2 Тим. 1:12). Этот человек жил в полной уверенности в Господе Иисусе и во всём том, что Бог открыл ему Своим словом.
Страх страдания — это ещё одна цепь, что держит многих в неволе. Некоторые люди встали бы на сторону Господа Иисуса, но они боятся страданий, которые ожидают их после обращения. Но когда они делают решительный шаг и обращаются к Господу Иисусу,— их страх уменьшается и полностью исчезает. Давайте подумаем о мучениках прошлого. Как мужественно шагали они в огонь готовый поглотить их тела! Они знали, что их дух идёт к Господу Иисусу. Миллионы христиан были убиты за веру! Бог дал им благодать умереть с радостью, в уверенности, что их грехи прощены, что они уходят в небеса, куда прежде ушёл Христос, чтобы приготовить им место, как и обещано.
«В доме Отца Моего обителей много. А если бы не было, разве Я сказал бы вам: иду приготовить место вам? И когда пойду и приготовлю место вам, снова приду и возьму вас к Себе, чтобы, где Я, и вы были»
— Ин. 14:2-3
Наконец, страх смерти держит людей в рабстве на протяжении всей жизни (Евр. 2:15).6 Не только в болезни, но и в здравии, человека вдруг посещает мысль: «Если я умру, что будет со мной?» Они не знают, что скрывает будущее, и неизвестность мучает их. Не так давно я беседовал с молодым человеком. Обычно молодые люди считают, что смерть далека от них и говорят себе: «Ну, когда я доживу до ста лет, тогда и подумаю обо всём этом». Мой юноша был силён, здоров и умён, и можно было ожидать, что на его пути будет ещё много «радостей жизни». Однако он сказал: «Смерть ужасает меня!»
Один известный в нашей среде христианин признался, что страх смерти овладел им ещё в начальной школе. «Когда мои одноклассники радовались — рассказывал он мне,— окончанию ещё одного учебного года, я не мог радоваться, поскольку говорил себе: «Моя смерть стала ближе ещё на год!»» Этот страх держал его в плену до тех пор, пока он не обратился к Богу в возрасте 18-ти лет.
Господь Иисус освобождает нас и от этого рабства — страха смерти. Священное Писание говорит:
«Если же дети, то и наследники: наследники Божьи, сонаследники же Христовы, если мы действительно с Ним страдаем, чтобы с Ним же и быть прославленными»
— Рим. 8:17
Когда верующий умирает, он не говорит своим любимым: «Прощай навеки!» Он говорит: «Увидимся там, на вечной родине!» Это нормально для верующих. Когда вы посещаете брата или сестру, находящихся при смерти, то большую часть времени видите их невозмутимо спокойными и уверенными в отношении приближающегося перехода в вечность и грядущего суда. Это потому, что они научены из слова Божьего, что:
«Нет теперь никакого осуждения для тех, которые во Христе Иисусе»7
— Рим. 8:1
Я тоже христианин!
По проекту греческого архитектора в Риме был построена огромная арена, Колизей. На свою инаугурацию император тех дней предложил публике очень необычное представление: толпу христиан, брошенных на растерзание зверям! В какой-то момент император приказал бросить христиан на арену. Мужчины и женщины, молодёжь и дети, поющие гимны и славящие Бога, предстали перед зрителями. Император подал ещё один знак рукой и клетки с тиграми и львами были открыты. Голодные звери бросились на христиан и разорвали их на куски. Что же должно быть в душе этих людей, чтобы получать удовольствие от подобного чудовищного зрелища?! Я не сужу их. Бог — вот кто единственный праведный судья. Но я думаю: «Какой упадок!» Император был очень доволен представлением, но в его окружении был один очень печальный человек. Он держался, как мог, глядя на истерзанных дикими зверями людей, и всё же когда наступила тишина, закричал: «Я тоже христианин!» Это был архитектор. Все посмотрели на него с изумлением. И император сказал: «Как такое возможно? Быть христианином, если ты глуп и необразован,— нормально. Но как может быть христианином такой великий человек, известный архитектор?»
Сначала император не знал, как ему поступить с архитектором, но потом приказал бросить и его на арену к диким зверям, тиграм и львам, вместе с остальными христианами. Этот христианин доказал, что свободен от страха страданий и смерти. Один голос в его сознании мог сказать: «Тихо! Молчи и пусть никто не знает!» Другой же голос мог сказать: «Когда я вижу, как дикие звери разрывают на куски моих братьев и сестёр, как я могу молчать и прятаться? Нет! Я не могу! Я тоже христианин!»
* * *
Господь Иисус Христос освобождает нас, разбивая всякую цепь греха. Его любовь излилась Духом Святым в наши души и действует таким образом, чтобы никто и ничто не могло разлучить нас с Ним. Привязанность к Господу Иисусу усиливается до того, что мы чувствуем, что уже не можем жить без Него. Наша жизнь следует иным путём, идёт в другом направлении и обретает новое содержание и цель. Старое прошло, теперь всё новое.
Все истинно верующие доказывают, что у них есть Великий Спаситель, которому дана вся власть на небе и на земле, и который освободил их не только от их греховного прошлого, но также разбил всякую цепь греха, так чтобы они, свободные и счастливые, могли жить для Его славы.