ГЛАВА 2-26. Христианская церковь после Реформации. Протестантская церковь в Германии. Оттеснение назад евангельской церкви. Тридцатилетняя война. Густав Адольф Шведский в Германии. Конец Тридцатилетней войны Вестфальский мир. Некоторые свидетели веры времен Тридцатилетней войны. Переход к пиетизму. Филипп Яков Шпенер и пиетисты. Смерть Шпенера, его семейная жизнь. Август Герман Франке. Конец пиетизма. Волнения внутри реформированной церкви. Герхард Терстеген. Лабади и лабадисты.
Аугсбургский религиозный мир от 25 сентября 1555 года действительно принес мир Германии от внешних врагов, однако внутри распри продолжались и далее, становясь с течением времени еще острее. Молодая церковь была разделена не только на два больших лагеря — лютеран и реформаторов, — но и внутри каждого; особенно в лютеранской церкви уже с первых десятилетий возникли постоянные разногласия и распри. Преемники Лютера хотели быть лютеранами в большей степени, нежели сам Лютер, культивируя лютеранство. Да и сам великий реформатор не оставался на протяжении жизни до конца неизменным. В начале своей деятельности он сказал в своей грубоватой манере: «Я проповедую Христа, не Лютера, которого я вообще не знаю. Дьявол претендует на Лютера, но не может!» Однако после крестьянского восстания и печально известного изгнания некоторых фанатиков он потерял простоту взгляда на Христа. Он испугался и почти превратился в малодушного и начал в своем учении ставить в центр скорее Лютера, нежели Христа. После его смерти восстали такие мужи, которые цеплялись за учение и мнения Лютера еще крепче, чем он сам, и потому любое иное мнение объявляли за ересь. В противоположность этим настырным лютеранам другие называли себя по имени миролюбивого магистра Филиппа фи- липпистами, а также криптокальвинистами. Кальвинисты претерпели от лютеранских фанатиков, как неконформисты в Англии от епископской церкви, и были не только ненавидимы и поносимы, но и притесняемы. читать далее…