ГЛАВА 2-12. Опровержение конфессии. Тайные переговоры. Завершение рейхстага. Кесаревский эдикт. Ретроспективный взгляд на рейхстаг в Аугсбурге. Провидение Божье в делах Карла. Шмалькальденский союз. Второе собрание и Шмалькальдене. Карл ищет примирения с протестантами. Нюрнбергский мир.
13 июля, когда едва миновало три недели со времени прочтения конфессии, папские теологи вручили императору свой ответ. Их так называемая рецензия состояла из двухсот девяноста страниц и была написана таким резким оскорбительным языком, что Карл счел невозможным прочесть ее официально. Он был чрезвычайно разгневан и приказал составить более краткий и сдержанный ответ. Когда же рецензия по требованию императора была переработана и соответствовала его вкусу, он повелел прочитать ее на заседании рейхстага 3 августа.
После оглашения этого опровержения слово взял курфюрст из Пфальца, прозванный «устами императора». Он в основном объяснил, что в церкви появились многие злоупотребления, которые император вообще не оправдывает, а затем сказал: «Императорское величество находит данную рецензию правоверной, католической и соответствующей евангелию и потому требует, чтобы протестанты отреклись от их опровергнутой конфессии и приняли бы только что прочитанные тезисы. В противном случае император выступит соответственно своему положению как защитник и покровитель римской церкви».
Эти слова не могли быть не поняты протестантами: они дышали насилием и войной. Обе стороны стояли на своих позициях. Протестанты полагались на простое чистое Слово Бога, католики — на человеческие дела, отцов церкви, папу и соборы. Так истинная и ложная религии отделились друг от друга. Как только начинают применять другие, нежели божественные, истины, тотчас вступают на ненадежную почву человеческих мнений, но, возможно, не настолько удаляясь от истины, как это сделала римская церковь, тем не менее это — сошествие с пути. Наиважнейшим вопросом для всех христиан является следующий: «Могу ли я хоть на немного уклониться от слов Бога, или мне должно в точности принять их, как они даются в священном Писании?» «Написано!» — было внешним спасительным триумфальным ответом самого Господа в дни его искушений. Этим словом он одержал полнейшую победу над искусителем. Учиться этому у Христа — призвание христиан. читать далее…