ГЛАВА 2-10. Спор о вечере. Воззрение Цвингли. Карлштадт, Лютер и Цвингли. Приглашение в Марбург. Конференция в Mapбурге. Предложение к терпимости и перемирие. Взгляд на марбургскую конференцию.
Учение о непосредственной сущности Христа в хлебе и вине на вечере было узаконено римской церковью на четвертом Латеранском соборе в 1215 году. В течение трех столетий учение о транссубстанции (видоизменении материи) способствовало умножению престижа священников и развращенной церкви. Мысль о телесном пребывании Христа на вечере возвышала авторитет церкви, осеняла ее лучами святости, возбуждала силу воображения народа, пленяла его чувствования. Это учение стало источником многочисленных идолопоклоннических церемоний, принесло священникам большие деньги и облекло их чрезвычайной властью. Удивительные чудеса, как они говорили, совершались через освященную просфору над живыми и мертвыми. Мы можем с полной определенностью сказать, что ни одно человеческое изобретение не может сравниться с подобной бессмыслицей, пошлостью, вздором и злом. «Руки священника, — говорил папа Урбан на большом соборе церкви в Риме, — возносятся на такую высоту, на которую не дозволено подняться ни одному ангелу, в том, что они создают Бога, Создателя всего сущего, и приносят его в жертву во благо всему миру. Эта привилегия возносит папу выше ангелов, так что всякое подчинение папы под власть земных королей есть проклятие!» Когда Урбан закончил свою речь, все единодушно подтвердили это своим громким «аминь!». Так данное учение превратилось в краеугольный камень папского строения.
Лютер, как священник и монах, твердо верил в это таинство беззакония и в течение всей своей жизни не смог полностью освободиться от этого влияния. Правда, как реформатор, он отверг учение о видоизменении материи, но на место его он ввел еще более необъяснимое учение о консубстанции. Он объявил заблуждением утверждение римской церкви, что после освящения священником хлеб и вино превращаются в плоть и кровь Господа. По его мнению, хлеб и вино оставались теми же, чем и были, настоящим хлебом и настоящим вином, однако с принятием их люди принимают в себя, по существу, материю человеческой плоти Христа. читать далее…