ГЛАВА 2-6. Реформация в Германии. Состояние церкви к началу шестнадцатого столетия. Первые годы жизни Лютера. Второй период в жизни Лютера. Лютер и праведная Урзула. Лютер в Эрфурте. Лютер впервые видит Библию своими глазами. Лютер становиться монахом. Знакомство Лютера с монашеством. Обращение Лютера. Лютер и Штаупиц. Лютер как священник и профессор. Лютер в Риме.
Абсолютное господство латинской, или римской, церкви подходило к концу. Начиная с папы Григория Великого, оно длилось почти тысячу лет. Конечно же, от блеска и великолепия, каким оно однажды обладало во время папы Григория VII, оно безвозвратно потеряло многое, но все еще успешно утверждало свое право господства над государством и церковью. Однако уже наступило время, когда народы, так долго стенавшие под гнетом, сбросили его и потрясли папство, отняв у него, по крайней мере, большую часть его добычи.
Как мы видели в предыдущем разделе, уже почти триста лет Бог Сам пролагал путь для исполнения своего благого намерения через школы, переводы, существенные изобретения и прежде всего через невыносимый деспотизм самой римской церкви. Когда все было подготовлено, то одного слабого сосуда в руках великого Вседержителя стало достаточно, чтобы разгоравшийся огонь превратить в ярко пылающее пламя, а человечество — в страшно бушующее море. Характерной чертой способа действия Бога является то, что Он достигает великих результатов незначительным орудием и малым средством, чтобы явить не человеческую силу и власть, но свою, чтобы вся слава принадлежала ему. Человеком, которого избрал Бог, был Мартин Лютер. Он был определен собрать богатый урожай Реформации. Это стоило больших усилий и трудов, пока не было подготовлено поле, и многие достойные люди в течение столетий отдавали свои жизни для продвижения этого труда; было пролито немало крови. Но они не получили привилегий, по крайней мере в этом мире, увидеть плоды своего труда и вкушать от них. читать далее…