ГЛАВА 1-17:
Распространение христианства в девятом столетии. Возрождение воспитания и образования. Людвиг Праведный. Обращение северных народов. Славяне принимают Евангелие. Англия, Шотландия и Ирландия. Норманны. Так называемый “конец света”. Год ужаса.
На самом деле весьма отрадно как для писателя, так и для читателей отвести глаза от мрачного развращенного Рима и обратить свой взор на сверкающие лучи спасительной благодати Бога в распространении евангелия и на преданность и верность многих его служителей. Но мы не должны ожидать, что в свидетельстве миссионеров девятого и десятого столетий можно многое услышать о Христе или же о том, что называется чистым и ясным евангелием. День тогда еще только начинался. Однако если мы установим, в каком печальном состоянии находилась в то время Европа, то найдем много причин и оснований для того, чтобы в благодарности обратить свои сердца к Богу.
Стало обыкновением отдавать предпочтение человеческим писаниям, нежели Слову Бога, по крайней мере там, где господствовало римское влияние. Очевидно, что павелисты и другие, которые, подобно им, держались отдельно от Рима, предпочитали авторитет Слова Бога; однако римские посланцы были наставлены иначе и считали себя обязанными крепко держаться выводов и решений отцов церкви. Постоянно ссылаясь на решения соборов, на так называемые соборные каноны, а также на писания выдающихся отцов церкви, они совершенно устраняли Слово Бога. Уже задолго до этого времени Библия рассматривалась как темная, запутанная, а потому неугодная для всеобщего чтения книга; и поныне многие католики думают так. Бог же стоял и стоит над всем и все обращает в свою славу, распространяя христианство и спасая грешников. Господь говорит: «Всё, что даёт Мне Отец, ко Мне приходит; и приходящего ко Мне не изгоню вон», к какой бы стране, какому бы времени, какому бы положению он ни принадлежал. читать далее…