ГЛАВА 1-13. Послание фиатирской церкви. Начало периода папства. Превосходство Рима. Лев Первый, прозванный Великим. Кесарь Юстиниан. Григорий I, прозванный Великим. Ревностное благотворное служение Григория. Церковное и общественное положение Григория. Миссионерская ревность Григория. Первое водружение креста в Британии. Саксонцы в Англии. Прибытие Августина в Англию. Образование римской иерархии в Англии. Ретроспективный взгляд на характер Григория и его эпоху.
«И ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану: знаю твои дела, и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых. Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное. Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась. Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим. Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени; только то, что имеете, держите, пока приду. Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего; и дам ему звезду утреннюю. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам» (Откр. 2:18-29).
Не требуется ни особенного духовного познания, ни подробного исследования истории церкви, чтобы увидеть, что в этом послании представлено средневековое папство. Ефес обозначает оставление первой любви, Смирна — гонение римской властью, Пергам — учение Валаама, которое увлекло церковь и смешало её с миром. В Фиатире же проявилось намного худшее: печальные, но неизбежные последствия этого нечестивого смешения. Как могло быть иначе, если все, кто исполнял внешний ритуал крещения, почитали себя рождёнными от Бога?! Дверь была открыта настежь, так что опустошитель и губитель мог беспрепятственно проникать в церковь Бога. Всякое свидетельство о её небесном характере и о её отделении от мира прекратилось. Слова Христа, адресованные ученикам: «Они не от мира, как и Я не от мира», — уже не могли относиться к ней в полной мере. Правда, внешне христианство добилось больших побед: крест был украшен золотом и драгоценными камнями. Однако в этом проявлялась слава мира, но не слава распятого Христа. Воистину, мир одержал победу и церковь была полностью унижена. читать далее…