ГЛАВА 1-9. От Коммода до воцарения Константина (180-313). Христианство во время правления Севера (194-211). Гонения при Севере. Гонения в Африке. Перпетуя и ее товарищи. Изменившееся положение христиан. Первые официальные строения для христианских церквей. Пути Господни с духовенством. Повсеместное гонение при Деции. Последствия мирских настроений в церкви. Сила веры и христианская преданность. Мученическая смерть Киприана во дни правления Валериана. Всеобщее состояние христианства. Образ действий Диоклециана, конец времени смирнской церкви. Первый указ. Второй указ. Третий указ. Четвертый указ. Десница Господня в суде.
Под властью преемников Аврелия христиане некоторое время имели долгожданный покой. Своеобразным основанием для содействия интересам христиан послужила нравственная развращённость Коммода, при правлении отца которого на их долю выпало так много страданий. Маркин — привилегированная любовница этого развращённого императора, должно быть, питала особое пристрастие к христианам и добивалась благосклонности к ним со стороны Коммода.
Многим императорам после Коммода за краткое время своего правления было недосуг бороться против распространения христианства. «С началом правления Коммода, — говорит Милман, — до Диоклетиана, т.е. за период около ста лет, двадцать императоров один за другим, подобно теням, сменили печальные подмостки имперской сцены. Мировое господство превратилось в колесо фортуны или же в сомнительный дар разнузданных военных. Длинный ряд военных авантюр народов, которые и по имени, и по происхождению, и по языку были часто совершенно чуждыми итальянцам, как- то: африканцы, арабы и готы, поочередно ненадолго завоевывали скипетр мирового господства. Смена государственной власти почти всегда сопровождалась сменой династий. Всякая попытка восстановить наследственность власти странным роковым образом срывалась на втором колене».
На основании такого положения христиане более ста лет имели сравнительный покой и безопасность. Конечно же, и в течение этого времени наблюдались бесчисленные случаи гонения, потребовавшие некоторых жертв, однако это были единичные, частные случаи вражды; они не исходили исключительно от правительства. Каждый вновь вступавший на престол император в первую очередь нуждался в укреплении власти. Это обычно отнимало у него столько времени, что его практически не оставалось для того, чтобы заняться притеснением христианства или же думать об общественных и религиозных изменениях внутри страны. Так, великий глава церкви косвенным образом использовал слабость и неустойчивость престола для укрепления и роста церкви. Однако, несмотря на то, что правление Коммода в основном было благоприятным для распространения христианства, все же имели место некоторые гонения, мимо которых мы не можем пройти. читать далее…