Богослужение и служение словом

Богослужение и служение словом в Церкви

Уильям Троттер

Присутствие Бога в церкви

Как писал апостол Павел в послании Коринфянам, все верующие крещены одним Духом в единое тело, идёт ли речь об иудеях или греках (эллинах), рабах или свободных (1 Кор. 12:13). Все являются членами одного тела, тела Христова, и каждый отдельный член этого тела занимает положение угодное Богу. Никто не может сам выбрать себе место или по желанию изменить его, но может находиться только там, куда поставил его Бог, чтобы, исполняя служение, быть полезным всему телу. Эта истина известна многие годы, как и то, что один Дух животворит единое тело, и это единство духа следует сохранять в союзе мира (Ефес. 4;3).

Тем не менее между учением и практической деятельностью есть разница, нередко оборачиваю­щаяся бросающимся в глаза противоречием. Поскольку нам, людям, присуще заблуждаться и согрешать, то если мы хотим (действуя и благовествуя сообща) оставаться счастливыми и иметь благословение, стремясь прославить Того, во имя Кого мы собраны, то время от времени мы должны напоминать себе об этом и одёргивать себя.

Что касается практического руководства Святым Духом, то здесь имеется нечто такое, что можно достичь только через упражнения. Сначала наш опыт заставляет нас сосредоточиться только на потребностях, которые может удовлетворить лишь учение. Истина об обитании Святого Духа в «Теле», Церкви (Собрании), а также о Его присутствии и руководстве на собраниях верующих, является если не самой важной, то одной из самых важных истин, характеризующих Христианство. Отрицание этой истины в учении или на практике — очевидный и серьёзный признак упадка. Как только какое-нибудь христианское объединение (пусть даже состоящее исключительно из истинных верующих) вместо того, чтобы руководствоваться Святым Духом, каким-то образом будет направляться людьми через «духовность», совет, конференции или что-то другое, или последует какому-либо установленному церковному порядку, форме или уставу, оно тут же утратит основу божественной истины и не сможет находиться в общении со всем, что следует только Слову Бога и Его воле. Занятие положения, дающего возможность отдалиться от этого зла, может привести ко всяческим трудностям, однако, верное, покорное истине сердце не может поколебаться в своей уверенности. В нём не возникнет желание обратиться вновь к какому-нибудь человеческому авторитету, дающему те или иные установки, из-за которых Христианство так серьёзно согрешило и пало.

С другой стороны, можно вполне признавать эту истину и важность присутствия Святого Духа, но при этом забывать, что это факт. Вера, необходимая нам для осуществления этого факта, может и не быть достаточно искренней. Мы слишком легко теряем Его из виду. Если бы мы всегда глубоко осознавали тот факт, что Сам Бог присутствует среди нас, и если бы это осознание сопровождало наши собрания, то какое бы благословенное действие открывалось бы нам, какая серьёзность была бы присуща всем собравшимся! Нельзя отрицать тот факт, что, если Христос пребывал на этой земле со своими учениками, то Святой Дух теперь обитает в верующих, и там, где они искренне собираются вокруг Господа, Он присутствует среди них.

Конечно, это присутствие не воспринимается нашими внешними чувствами. Наши глаза не видят Святого Духа так, как ученики могли созерцать Господа Иисуса. Если бы это случилось сейчас, то какие глубокие чувства овладели бы нашим сердцем! Какая святая тишина, какое благоговейное внимание, какое смиренное ожидание Его последовали бы за этим! И действительно, тогда бы исчезла всякая опрометчивость, всякое беспокойство и всякая склонность к тщеславию, всякое желание выставить себя и быть чем-то. Однако я спрошу: «Должен ли сам факт существования Святого Духа оказывать на нас влияние, потому что он является предметом веры, а не предметом нашего видения?». Не является ли Он (будучи невидимым) менее действен в наши дни? Несчастный мир не может воспринимать Его, «потому что не видит Его и не знает Его…». Не пожелаем ли мы занять место этого мира и лишиться своей привилегии? Господь Иисус говорит: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Иоан. 14:16-17).

«А вы знаете». Да, хотелось бы, чтобы это больше было свойственно нам. Чего нам особенно недостаёт в эти дни, так это веры в Его личное присутствие! Несомненно, те времена, когда присутствие Его среди нас было действительным, уже далеки от всех нас. Как же благословенны были подобные часы! Если и были тихие паузы, то их проводили в серьёзном ожидании Бога, а не в спорах о том, которому из братьев теперь молиться или произносить проповедь. И не со страницами из Библии или из песенника, чтобы найти что-нибудь подходящее для чтения или пения, тем более не в рассуждениях о том, что могут подумать присутствующие о столь долгом молчании. Бог был здесь, и сердца были заняты только Им. Если бы в такой момент кто-нибудь открыл рот, только чтобы нарушить эту тишину, то такое сочли бы настоящим преступлением.

Но совсем иным было бы впечатление, если бы эта тишина была нарушена молитвой, которая выразила бы чувства и желания собравшихся. Или каким-либо песнопением, которому все могли бы подпевать всей душой. Или словом, которое бы обратилось с силой и помазанием к совести и сердцам людей! Хотя при запеве песни, при молитве или проповеди были бы задействованы разные люди, тем не менее у всех собравшихся появилось бы чувство, что всеми управляет «один и тот же Дух» (1 Кор. 12:11). Всё происходило бы так, как если бы все люди договорились о том, чтобы каждый занял своё место и выполнял свою обязанность. Святой Дух использует разных членов тела, соответственно отведённому им месту, чтобы удовлетворять потребностям церкви или выразить их поклонение Богу.

Почему так не должно быть всегда? Повторю: присутствие Святого Духа является фактом, а не просто учением. И, конечно, если смотреть на это с точки зрения наших собраний, то едва ли найдётся аргумент более важный, чем этот. Присутствие Святого Духа означает не только, что собранием (церковью) не следует руководить по человеческим, заранее заведённым порядкам. Если Он присутствует, то никто не должен занимать места, которого Он ему не указывал и для которого он не приспособлен. Если Он присутствует, то Он желает направлять собравшихся. Именно в том и заключается столь часто обсуждаемая свобода служения, что Святой Дух может свободно действовать через кого пожелает. Эта свобода уничтожается не только тем, что какая-либо отдельная личность всем управляет, но и тем, что несколько человек действуют вместе, взяв на себя управление церковью. В том и другом случае люди, возможно, действуют из лучших побуждений, потому что видят в этом свободу. Вместо того, чтобы передать всякое управление Святому Духу, а самим подчиниться Его воле, они занимают Его место и следуют своим мыслям.

Истинная, простодушная вера приводит всё это в порядок. Как нам известно из многих примеров, она никогда не бывает постыжена. Он побуждает не умалчивать о чём-то и действовать даже в присутствии того или иного брата. Правда, что каждый должен заботиться не только о себе, но и о других (Фил. 2,4), но это не должно приводить к тому, чтобы мы придавали чрезмерное значение какой-то отдельной личности или способности. Лучше было бы, если бы любой беспорядок выявился, чтобы пролить свет на истинное положение собрания, чем по указанию какой-то личности оставить это положение в тайне. Так давайте же постоянно осуществлять присутствие Святого Духа таким образом, чтобы никто не открывал уста иначе, как только под Его воздействием и руководством, и чтобы отвергалось всё недостойное имени Его и имени Иисуса, который собирает нас!

В связи с последней мыслью давайте вспомним один отрывок из Ветхого Завета. Он известен всем и часто приводится, и тем не менее о нём всё же забывают. А он гласит: «Наблюдай за ногою твоею, когда идёшь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению: ибо они не думают, что худо делают. Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги» (Еккл. 4:17; 5:1). Благодать, в которой мы пребываем, подарила нам свободный доступ к Богу, и всё же, мы не должны забывать, что Тот, к Кому мы взываем, как к Отцу, есть трижды святой Бог. Мысль об этом сохранит нас от всякой непочтительности и  опрометчивости. Мы должны тщательно остерегаться того, чтобы не использовать свою свободу не по назначению: будь то в отношениях с Богом или в Его служении по отношению к другим. Да, если ветхозаветный верующий был обязан помнить о том, что Бог на небе, а он на земле, то мы должны осознавать, что с одной стороны мы имеем среди нас Бога, Святого Духа, а с другой — должны войти во святилище на небесах, что является ещё более серьёзным побуждением к тому, чтобы иметь святой страх и благоговейный ужас перед Богом.

Учение о присутствии и деятельности Духа Святого в церкви настолько важно, что не следует его заменять учением о личном присутствии Господа Иисуса в той же церкви, где двое или трое собрались во имя Его.

Иные думают, что Господь Своим Духом присутствует в собрании, а сами не видят разницы между личным присутствием Господа и присутствием Святого Духа. Святой Дух наделяет и руководит, Он не является носителем верховной власти.

Господь говорит об Утешителе, о Духе истины: «… Он не от Себя говорить будет… Он прославит Меня, потому что от Моего возьмёт и возвестит вам» (Иоан. 16:13-14). Ведь Господь обещает, что Сам будет присутствовать там, где двое или трое соберутся во имя Его. Он среди тех, ради которых Он Себя отдал. Святой Дух был послан тем, за кого Он отдал Себя.

В евангелии по Матфею Господь Иисус не говорит: «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Святой Дух посреди них» (хотя такое благословение у нас тоже есть). Он говорит: «… там Я посреди них». Для отдельной души, как и для всей церкви, было бы великой потерей, если бы личное присутствие Господа, правящего всем, заменилось присутствием Святого Духа, не являющегося Господом, но являющимся Его поверенным, Утешителем, который наделяет и управляет.

В 1 Кор. 12:4-6 (как и в Еф. 4:4-6) мы читаем о Духе, Господе и Боге. «Дары различны, но Дух один и тот же; служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех». Служители получают дары от Духа и исполняют своё служение под Его руководством. И, как служители, они подвластны своему Господу, и это не Дух, а Господь Иисус. Эти служители служат Господу.

Следует заметить, что в Матф. 18:18-20 Господь Иисус говорит не о Святом Духе. Речь идёт о Его личной власти, как Господа, о Его имени, о Его личном присутствии. Несомненно, всё это осуществляется при помощи руководства Святым Духом, но люди собираются не во имя Святого Духа, а вокруг Господа, как центра. Если человек думает только о присутствии Святого Духа, то утрачивает истину о личном присутствии Господа в собрании и оказывается вынужденным ставить Святого Духа вместо Господа. При этом он теряет также истину о личном присутствии обладающего высшей властью Господа и истину о присутствии и действенности Духа, который распределяет дары верховной властью Господа.

О, если бы мы больше ощущали власть нашего Господина и то, что мы находимся в Его власти! Каким бы торжеством исполнились наши сердца, какую бы защиту и покой мы обрели в результате этого! Как бы свободно тогда Святой Дух наделил нас Христовыми благословениями, беря от Господа и возвещая нам!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
GBV online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: